КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ
В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
на 2009 – 2020 г.г.
Информационная справка о состоянии
художественной гимнастики
в Астраханской области
1.1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Художественная гимнастика начала развиваться в Астраханской области (конкретно в г. Астрахани) с 1948 года.
Основателем и родоначальницей этого прекрасного вида спорта в нашем городе была Надежда Лазаревна Кругликова. Первая команда Астраханской области уже в 1948 году приняла участие в первенстве РСФСР и заняла второе место.
Затем эстафету тренера приняла на себя Л.А. Тихомирова, заслуженный тренер СССР, которая не выпускала её на протяжении десятков лет.
Славу астраханской художественной гимнастики снискали имена Аллы Засухиной – заслуженного мастера спорта СССР, абсолютной чемпионки СССР, чемпионки мира в групповых упражнениях, Елены Леонтьевой – мастера спорта СССР международного класса, 3-хкратной победительницы Кубка Интервидения, Ольги Ульяновой – мастера спорта СССР международного класса, 3-хкратной чемпионки СССР в групповых упражнениях.
Значительные результаты астраханских гимнасток на всесоюзной и международной арене явились предпосылкой строительства здания – специализированного спортивного комплекса для занятий художественной гимнастикой, т.к. старое здание школы, основанной в 1969 году, не могло вместить всех желающих заниматься художественной гимнастикой.
В 1978 году новый комплекс, единственный в стране, был построен. За эти годы в стенах школы были воспитаны:
* Галина Белоглазова – заслуженный мастер спорта СССР, чемпионка мира и абсолютная чемпионка Европы в 1983-84г.г.;
* Наталья Курочкина – мастер спорта СССР международного класса, чемпионка мира и СССР в групповых упражнениях, обладательница Кубка мира в групповых упражнениях в 1982-84 г.г.;
* Гульнара Муртазаева – мастер спорта СССР международного класса, победительница Спартакиады школьников в 1981 г.;
* Татьяна Башлаева – мастер спорта СССР международного класса, неоднократная чемпионка СССР в групповых упражнениях 1976-78 г.г.;
* Татьяна Ильвес – мастер спорта СССР международного класса, чемпионка СССР в групповых упражнениях 1985 г.;
* Яна Дмитренко – мастер спорта СССР международного класса, серебряный призер чемпионата мира, 3-хкратная чемпионка СССР в групповых упражнениях 1987-89 г.г.;
* Валентина Ефремова – мастер спорта международного класса, серебряный призер чемпионата Европы среди юниоров в групповом упражнении в 1991 г.
Команда Астраханской области была чемпионом России в групповых упражнениях в 1991 году.
В 1993-95 г.г. победительницами первенства России становились Елена Шаламова и Ирина Чаплыгина.
Чемпионами и призерами региональных чемпионатов России были гимнастки – члены сборных команд России различных лет:
1995-98 г.г . – Е. Щенина, О. Рогова, Д. Куянова, В. Усачева, И.Чаплыгина;
1998-2000 г.г. – И. Бузычкина, Е. Сидоренко, Н. Котова, Д. Гиматова, Е. Горемыкина.
1997 году астраханки И.Чаплыгина и Е. Сидоренко в составе сборной команды России стали бронзовыми призерами первенства Европы в групповых упражнениях.
Победительницами Всероссийских соревнований школьников были:
1998 г. – Ирина Чаплыгина, 2000 г. – Динара Гиматова.
Наивысшего результата добилась воспитанница заслуженного тренера России Аллы Сидоренко – Елена Шаламова, чемпионка мира в групповых упражнениях1998-99 г.г., серебряный призер чемпионата Европы 1999 г. и, наконец, олимпийская чемпионка в групповых упражнениях 2000 г. в Сиднее.
Её успех продолжила юная Д. Гиматова, став в октябре 2000 года чемпионкой мира среди клубных команд по программе юниоров.
Команда Астраханской области – чемпион ЮФО в 2004-2008 г.г.
В настоящее время в составе сборной команды России:
— Екатерина Донич – мастер спорта России международного класса, чемпионка мира 2006 года среди клубных команд по программе юниоров, победительница первенства Европы 2006 года, победительница Спартакиады учащихся России 2007 года, чемпионка России в командном зачете 2008 г.;
— Екатерина Украинская – мастер спорта России международного класса, чемпионка России 2006 г. в групповых упражнениях, серебряный призер и чемпионка в отдельных видах чемпионата России 2007 г. в групповых упражнениях, бронзовый призер чемпионата России 2008 г. в командном зачете.
За 60 лет развития художественной гимнастики в Астраханской области подготовлено:
Заслуженный мастер спорта — 3 чел.
Мастер спорта международного класса — 13 чел.
Мастеров спорта — свыше 300 чел.
1.2 КОНТИНГЕНТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ
Художественной гимнастикой в Астраханской области занимаются в городе Астрахани ( ОГОУДОД СДЮСШОР им. Тихомировой Л.А. и ОГОУДОД ДЮСШ № 1) и в Ахтубинском районе ( г. Ахтубинск).
По контингенту занимающихся
Спортивная школа |
Этапы подготовки |
|||||
СОГ |
ГНП |
УТГ |
ГСС |
ВСМ |
Всего |
|
СДЮСШОР им. Тихомировой Л.А |
343 чел. |
304 чел. |
43 чел. |
3 чел. |
693 чел. |
|
ДЮСШ № 1 |
15 чел. |
63 чел. |
57 чел. |
135 чел. |
||
ДЮСШ г. Ахтубинск |
16 чел. |
46 чел. |
36 чел. |
98 чел. |
||
ИТОГО: |
926 чел. |
По спортивной подготовке:
— Мастер спорта международного класса — 1 чел.
— Мастер спорта России — 5 чел.
— Кандидат в мастера спорта — 42 чел.
— Спортсменов 1 разряда — 61 чел.
1.3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ
В Астраханской области работают 42 тренера-преподавателя.
Из них имеют образование:
Высшее физкультурное — 32 чел.
Среднее специальное — 10 чел.
По квалификационным категориям:
Высшая — 19 чел.
Первая — 8 чел.
Вторая — 11 чел.
По стажу работы:
1 – 5 лет |
5 чел. |
6 – 10 лет |
2 чел. |
11 – 20 лет |
8 чел. |
Свыше 20 лет |
26 чел. |
Звание «Заслуженный тренер России» имеют – 3 чел.
Награждены знаком «Отличник физической культуры» — 10 чел.
Награждены знаком «Отличник народного просвещения» — 6 чел.
1.4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОГОУДОД СДЮСШОР им. Тихомировой Л.А. является центральной базой подготовки спортсменов высокого класса.
Спортивный комплекс СДЮСШОР им.Тихомировой Л.А. состоит из двух зданий: старого – постройки 1902 года и нового, введенного в эксплуатацию в 1978 году.
Комплекс в своем распоряжении имеет:
— Центральный зал с трибунами на 500 посадочных мест, с площадкой для выступления 250 кв.м. (требует ремонта)
— Разминочный зал, площадью 116,0 кв.м. (требует ремонта)
— Зал. № 1 — 133,2 кв.м. (требует ремонта)
— Зал № 2 — 103,5 кв.м. (требует ремонта)
— Зал № 3 — 103,2 кв.м. (требует ремонта)
— Зал № 4 — 76,6 кв.м. (требует ремонта)
— Зал № 5 — 69,6 кв.м. (требует ремонта)
— Зал № 6 — 80,0 кв.м. (требует ремонта)
— Зал № 7 — 72,1 кв.м. (требует ремонта)
— Методический кабинет — лекционный зал, площадью 49,7 кв.м.
— Медицинский кабинет, массажный кабинет (требуют ремонта)
— Восстановительный центр (требует реконструкции и ремонта)
— Радиомастерская и радиоузел (требует ремонта)
— Служебные помещения, раздевалки, туалеты, душевые (требуется ремонт)
— Буфет на 30 мест (требуется ремонт и реконструкция).
Техническое оснащение школы составляют:
— компьютер — 5 шт.
— ноутбук — 1 шт.
— видеокамера — 1 шт.
— видеомагнитофон – 1 шт.
— копировальная техника
— комплект современной аудиоаппаратуры для проведения соревнований и других мероприятий
— телевизор
— факс
— магнитофоны ( у каждого тренера)
— пианино, рояль.
На базе спорткомплекса проводятся различные городские, областные и всероссийские соревнования и мероприятия не только по художественной гимнастике, но и по другим видам спорта: акробатике, спортивным танцам, различным видам единоборств.
Гимнастки Астраханской области активно пропагандируют занятия спортом, в частности, художественной гимнастикой, участвуя в различных мероприятиях областного и городского уровней с показательной программой. В этом году принимали участие в торжествах, посвященных 25-летию Газпрома, 450-летию города Астрахани, 80-летию «Динамо». Участвуют в благотворительных акциях для детей сирот и детей-инвалидов, в общегородских акциях «Спорт против наркотиков», выступали перед учащимися лицея № 1, гимназии № 3 и № 4, СОШ № 6 и т.д., пропагандируя здоровый образ жизни.
Смотром результатов коллективного творчества тренеров-преподавателей и учащихся является большая показательная программа к традиционному ежегодному всероссийскому турниру на кубок «Каспийские зори».
Связь с общественными, учебными и научно-методическими организациями
- ОГОУДОД СДЮСШОР им. Тихомировой Л.А.
- ВФХГ и региональные федерации
- ДЮСШ г. Ахтубинск ОГО УДОД ДЮСШ 1
- Астраханский социально-педагогический колледж
- АПУ
- АГТУ
- ВГАФК
- КГАФК
- Астраханский институт повышения квалификации
- ОВФД
- Комитет по образованию и науки администрации г. Астрахани
- Общеобразовательные школы
- Агентство по ФКиС Астр.обл. управления по ФКиС администрации г. Астрахани
- Управление культуры
Структура развития
- ВУЗ
- УОР
- СДЮСШОР им. Тихомировой Л.А.
- ОГОУДОД
- ДЮСШ №1
- ДЮСШ г.Ахтубинск
- СОШ
- Д/С
- Д/С
- СОШ
- СОШ
- Д/С
Художественная гимнастика – это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыку.
Связь художественной гимнастики с такими видами искусства, как музыка и танец, способствует эстетическому восприятию занимающихся. Зрелищность ее упражнений, заключающаяся в четкости и ритмичности действий, красочности предметов и костюмов, а также эмоциональной выразительности движений, развивает чувство прекрасного.
Как писал В.В. Гориневский, «Стремление к красоте тела, к красоте движений, к красоте и выразительности в проявлении чувств должны быть не случайными, а постоянными, они должны почитаться вполне законными, естественными. Эти стремления столь же понятны, как стремления к красоте речи, к красоте слога, как вообще все стремления человека к прекрасному».
Главная цель спортивной подготовки астраханских гимнасток – это победа на Олимпийских играх — соревнованиях самого высокого ранга. Далее следуют победы на чемпионатах мира, Европы, страны и т.д.
Частной целью тренировки гимнасток является освоение разрядных нормативов мастера спорта, кандидата в мастера спорта и т.д.
Но не всем гимнасткам удается главная цель.
Поэтому основная цель — формирование у детей и подростков устойчивого интереса и потребностей в регулярных занятиях спортом и навыков здорового образа жизни, повышения уровня образованности в области физической культуры и спорта и здорового образа жизни.
Задачи для достижения этой цели:
- Обеспечение равных возможностей заниматься спортом, независимо от доходов и благосостояния.
- Реализация федеральных и региональных законов и иных правовых и нормативных актов, направленных на развитие физической культуры и спорта.
- Улучшения качества процесса физического воспитания и образования, медико-педагогического наблюдения за здоровьем детей, активно занимающихся спортом.
- Создание эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса.
- Считать ведущими принципами воспитания – принцип природосообразности, заключающийся в систематическом изучении потребностей и интересов воспитанников, и культуросообразности, предполагающий построение учебно-воспитательного процесса с учетом культурных традиций народа, региона, города.
Формируя образ выпускника спортивной школы, мы исходим из того, что любой выпускник – спортсмен будет более подготовлен к жизни в обществе, нежели выпускник только общеобразовательной школы, т.к., постоянно реализуя в СДЮСШОР свободу выбора, он учится продумывать и делать свободно обдуманный выбор на основе собственного интереса, получает возможность профессионального самоопределения на основе собственного практического опыта начальной профессиональной деятельности.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ.
- Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
- Личность, способная осуществлять самостоятельную продуктивную деятельность.
- Личность способная реализовать в жизни «Я-КОНЦЕПЦИЮ», способная к саморазвитию и самоизменению.
- Личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры.
- Личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения.
По отношению к педагогическому коллективу СДЮСШОР рассматривает свою миссию как:
- предоставление тренерам-преподавателям возможности творческой работы на основе своих педагогических и профессиональных интересов;
- содействовать в обобщении опыта работы, способствующего повышению эффективности образования;
- оказание помощи в совершенствовании педагогического мастерства, повышения уровня квалификации и образования;
- всемерное стимулирование и поощрение профессиональной и творческой деятельности, направленной на максимально полное удовлетворение интересов и потребностей воспитанников.
Наше представление развития художественной гимнастики в области.
Организационная работа.
- Совершенствовать систему отбора учащихся и комплектования учебных групп путем разработки и совершенствования тестов по определению физической подготовленности учащихся в свете современных достижений науки.
- Совершенствовать составление расписания учебно-тренировочных занятий с учетом занятости учащихся в общеобразовательной школе и рационального использования рабочего времени тренеров-преподавателей.
- составлять план работы на каждый год с учетом требований индивидуально-личностного учебно-воспитательного процесса, изучением потребностей и интересов воспитанников, с учетом культурных традиций народа, региона, города.
- Совершенствовать план работы в летний период, используя новые формы спортивно-оздоровительной работы.
- Изыскать возможность для открытия групп художественной гимнастики в отдаленных районах города и областных центрах для привлечения большего числа детей к занятиям спортом.
Учебно-спортивная работа.
- Совершенствовать индивидуальные планы работы спортсменов групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
- Совершенствовать и обновлять нормативы контрольно-переводных испытаний с учетом изменений в программе и правилах соревнований.
- Организовать группы эстетической гимнастики для учащихся старшего возраста с целью продолжения их спортивной деятельности.
- Совершенствовать подготовку судей по спорту из числа учащихся.
Методическая работа.
- Изыскивать возможность для участия тренеров-преподавателей в региональных, всероссийских семинарах и курсах повышения квалификации.
- Регулярное оснащение новинками специальной и методической литературой.
- Проводить «Мастер-классы» с приглашением ведущих специалистов и спортсменов.
- Обобщать опыт работы ведущих тренеров-преподавателей, выработать общие рекомендации для использования его в работе.
Воспитательная работа.
- Совершенствовать план работы с учащимися в дни школьных каникул.
- Совершенствовать работу с родителями воспитанников с целью повышения социального статуса семьи.
- Активно пропагандировать регулярные занятия спортом и здоровый образ жизни посредством участия в показательных выступлениях перед молодежью области, города.
- Создать музей истории художественной гимнастики Астраханской области.
Финансово-хозяйственная деятельность.
- Шире привлекать внебюджетные источники финансирования, активнее работать со спонсорами.
- Оказывать платные оздоровительные услуги населению различных возрастных групп
Концепция развития художественной гимнастики в Астраханской области в соответствии с намеченными целью и задачами предполагает осуществление следующего комплекса практических мероприятий:
- Проведение плановой учебы тренеров-преподавателей спортивных школ с приглашением ведущих специалистов в области спортивной психологии, медицины, педагогики и т.д.
- Обновление содержания образования в спортивной школе:
— введение новых областей знаний в образовательную систему (этики, эстетики и т. д.)
— включение воспитательного блока непосредственно в образовательный процесс.
Совершенствование организации образовательного процесса.
Обновление содержания образования в спортивных школах по художественной гимнастике должно быть дополнено его реорганизацией со стороны формы. Выражением такой реорганизации станут:
1. Освоение тренерами-преподавателями инновационных технологий, соответствующих концепции развивающего образования и реализующих идею развития и саморазвития ребенка. В этой связи необходимо осуществить следующую работу:
а) провести диагностику реальных возможностей гимнасток;
б) ввести повсеместный дифференцированный подход к обучению и воспитанию детей в спортивной школе, учет их индивидуальных особенностей и интересов, корректировку темпов, методов, форм обучения и воспитания в зависимости от уровня физического, умственного, эмоционального развития ребенка, а также его природных возможностей;
в) высшим уровнем реализации дифференцированного подхода должна стать в перспективе разработка индивидуального маршрута личностного развития каждой гимнастки.
2. Совершенствование форм и методов педагогического взаимодействия тренеров-преподавателей и гимнасток:
* гуманизация педагогического процесса связана с гуманизацией отношений между субъектами образовательного взаимодействия. Это предусматривает более широкое использование организационных форм, основанных на равноправном общении, диалоге тренера-преподавателя с гимнастками;
* эффективность педагогического взаимодействия определяется тем, какие личности в нем участвуют, насколько каждый индивид ощущает себя личностью и готов принять и увидеть личность в другом.
Одна из основных установок гуманистической парадигмы – личностно-целостное равенство взрослого и ребенка. Поэтому новая концепция развития художественной гимнастики предполагает изменение соотношений позиций участников педагогического взаимодействия в сторону установления такого равенства.
Обновление предметно-пространственной среды спортивной школы по художественной гимнастике.
На фоне инновационных процессов встает проблема эстетизации облика спортивной школы.
Это понятие включает следующие элементы:
— наличие специализированных залов для проведения спортивных занятий;
— систему технического оснащения и дидактического оформления помещений
— санитарно-гигиеническое состояние учреждения в целом;
— наличие зон отдыха и специализированных помещений для релаксации учащихся и тренеров-преподавателей;
— элементы интерьера (цветовая гамма, освещение, оформление лестниц и холлов) и экстерьера здания (внешний вид учреждения, вывеска, оформление двора).
Недостаточное финансирование спортивных школ обуславливает наличие ряда негативных процессов в их предметно-пространственной среде.
В целях её обновления концепция развития художественной гимнастики в Астраханской области предусматривает:
* материально-техническое переоснащение спортивных залов;
* открытие комнат психологической разгрузки для гимнасток и тренеров-преподавателей;
* обновление художественного оформления вестибюля, холлов, честниц и помещений;
* ремонт спортивных школ.
Изменения в культурно — досуговой деятельности
В системе культурно-досуговых программ важное место занимают программы, направленные на семью. Не даром этот год в Астраханской области объявлен «Годом семьи». Сегодня нельзя отдельно заниматься детьми, не оказывая педагогического влияния на взрослых, не вовлекая семью в процесс педагогического творчества. Концепция развития художественной гимнастики предусматривает развитие еще более тесных связей с родителями воспитанниц, их привлечение в организацию спортивных праздников, соревнований, участие в совместном отдыхе и т.д.
Составной частью культурно-досуговой деятельности спортивных школ стали программы каникулярного отдыха детей. Летний спортивно-оздоровительный пришкольный лагерь уже не решает задачи восстановления и отдыха гимнасток. Необходим стационарный спортивный лагерь, способный принять спортсменов в каникулярное время в течение всего учебного года.
Обновление методической работы.
Для успешного развития художественной гимнастики в Астраханской области целесообразно усовершенствовать методическую работу в следующих аспектах:
- Ввести аналитико-диагностическое обеспечение учебного процесса в спортивных школах. С этой целью необходимо:
— организовать постоянный социально-психологический мониторинг образования и воспитания гимнасток с дифференциацией по возрастам;
— наладить постоянное отслеживание проблем и затруднений, с которыми сталкиваются тренеры-преподаватели в процессе реализации учебного процесса;
— организовать постоянно действующую систему индивидуальных консультаций тренеров-преподавателей по вопросам использования новых приемов и методик.
2. Создать условия для постоянного повышения профессионального мастерства тренеров-преподавателей.
3. В составе методической службы должен быть психолог с опытом работы в детских спортивных учреждениях.
4. Организовать службу методической помощи тренерам-преподавателям по подготовке к печати, а также выступлений на совещаниях по проблемам подготовки гимнасток.
Кадровое обеспечение концепции.
Одним из важнейших ресурсов спортивной школы является его кадровый потенциал. Ведущая роль в организации жизнедеятельности спортивной школы как целостной системы отводится тренерско-педагогическому коллективу, объединяющему непосредственных субъектов общения с детьми.
Движение педагогического коллектива к высокому уровню зрелости предполагает, с одной стороны, максимальное сохранение неповторимой индивидуальности каждого тренера, с другой стороны _ формирование сплоченной общности профессионалов – единомышленников, способной коллегиально решать проблемы обновления содержания и организации учебно-тренировочного и воспитательного процесса.
Желательно, чтобы тренер-преподаватель, работающий с гимнастками, обладал:
— гуманистическим мировоззрением, признающим в качестве главной ценности ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА;
— высоким уровнем профессиональных и психолого-педагогических знаний;
— основами педагогической техники (коммуникативными, творческими, прогностическими способностями, умением управлять собственным эмоциональным состоянием, ораторским искусством, актерским мастерством;
— способностью к самоанализу.
Важным вопросом данной концепции развития является проблема сохранности и подбора новых тренерско-педагогических кадров. В этой связи целесообразно организовать целевую подготовку к тренерской работе выпускниц спортивных школ. Они хорошо знают традиции своих ДЮСШ, воспринимают её «своей» и легче войдут в коллектив.
В целях обеспечения стабильности коллектива концепция предусматривает разработку эффективной системы поощрения тренеров-преподавателей и лучших воспитанниц за достижение определенных результатов, за непрерывный стаж работы, за особые успехи в работе с родителями и т.д.
Финансовые ресурсы
Финансовые ресурсы состоят из бюджетных и внебюджетных средств.
Поскольку бюджетное финансирование является целевым и предназначено, в основном, на выплату зарплаты сотрудникам и оплату коммунальных услуг, постольку основной расчет по обеспечению концепции приходится делать на внебюджетные средства.
К ним относятся:
— привлеченные средства
— благотворительный фонд.
Финансово-экономическое обеспечение концепции развития художественной гимнастики в Астраханской области предусматривает внесение корректив как в процесс поступления, так и в систему использования внебюджетных средств. Предстоит решить совершенно новую задачу – разработать механизм совместного учредительства и долевого финансирования учебно-воспитательных проектов, найти новые источники финансирования.