КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

на 2009 – 2020 г.г.

Информационная справка о состоянии

художественной гимнастики

в Астраханской области

1.1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Художественная гимнастика начала развиваться в Астраханской области (конкретно в г. Астрахани) с 1948 года.

Основателем и родоначальницей этого прекрасного вида спорта в нашем городе была Надежда Лазаревна Кругликова. Первая команда Астраханской области уже в 1948 году приняла участие в первенстве РСФСР и заняла второе место.

Затем эстафету тренера приняла на себя Л.А. Тихомирова, заслуженный тренер СССР, которая не выпускала её на протяжении десятков лет.

Славу астраханской художественной гимнастики снискали имена Аллы Засухиной – заслуженного мастера спорта СССР, абсолютной чемпионки СССР, чемпионки мира в групповых упражнениях, Елены Леонтьевой – мастера спорта СССР международного класса, 3-хкратной победительницы Кубка Интервидения, Ольги Ульяновой – мастера спорта СССР международного класса, 3-хкратной чемпионки СССР в групповых упражнениях.

Значительные результаты астраханских гимнасток на всесоюзной и международной арене явились предпосылкой строительства здания – специализированного спортивного комплекса для занятий художественной гимнастикой, т.к. старое здание школы, основанной в 1969 году, не могло вместить всех желающих заниматься художественной гимнастикой.

В 1978 году новый комплекс, единственный в стране, был построен. За эти годы в стенах школы были воспитаны:

* Галина Белоглазова – заслуженный мастер спорта СССР, чемпионка мира и абсолютная чемпионка Европы в 1983-84г.г.;

* Наталья Курочкина – мастер спорта СССР международного класса, чемпионка мира и СССР в групповых упражнениях, обладательница Кубка мира в групповых упражнениях в 1982-84 г.г.;

* Гульнара Муртазаева – мастер спорта СССР международного класса, победительница Спартакиады школьников в 1981 г.;

* Татьяна Башлаева – мастер спорта СССР международного класса, неоднократная чемпионка СССР в групповых упражнениях 1976-78 г.г.;

* Татьяна Ильвес – мастер спорта СССР международного класса, чемпионка СССР в групповых упражнениях 1985 г.;

* Яна Дмитренко – мастер спорта СССР международного класса, серебряный призер чемпионата мира, 3-хкратная чемпионка СССР в групповых упражнениях 1987-89 г.г.;

* Валентина Ефремова – мастер спорта международного класса, серебряный призер чемпионата Европы среди юниоров в групповом упражнении в 1991 г.

Команда Астраханской области была чемпионом России в групповых упражнениях в 1991 году.

В 1993-95 г.г. победительницами первенства России становились Елена Шаламова и Ирина Чаплыгина.

Чемпионами и призерами региональных чемпионатов России были гимнастки – члены сборных команд России различных лет:

1995-98 г.г . – Е. Щенина, О. Рогова, Д. Куянова, В. Усачева, И.Чаплыгина;

1998-2000 г.г. – И. Бузычкина, Е. Сидоренко, Н. Котова, Д. Гиматова, Е. Горемыкина.

1997 году астраханки И.Чаплыгина и Е. Сидоренко в составе сборной команды России стали бронзовыми призерами первенства Европы в групповых упражнениях.

Победительницами Всероссийских соревнований школьников были:

1998 г. – Ирина Чаплыгина, 2000 г. – Динара Гиматова.

Наивысшего результата добилась воспитанница заслуженного тренера России Аллы Сидоренко – Елена Шаламова, чемпионка мира в групповых упражнениях1998-99 г.г., серебряный призер чемпионата Европы 1999 г. и, наконец, олимпийская чемпионка в групповых упражнениях 2000 г. в Сиднее.

Её успех продолжила юная Д. Гиматова, став в октябре 2000 года чемпионкой мира среди клубных команд по программе юниоров.

Команда Астраханской области – чемпион ЮФО в 2004-2008 г.г.

В настоящее время в составе сборной команды России:

— Екатерина Донич – мастер спорта России международного класса, чемпионка мира 2006 года среди клубных команд по программе юниоров, победительница первенства Европы 2006 года, победительница Спартакиады учащихся России 2007 года, чемпионка России в командном зачете 2008 г.;

— Екатерина Украинская – мастер спорта России международного класса, чемпионка России 2006 г. в групповых упражнениях, серебряный призер и чемпионка в отдельных видах чемпионата России 2007 г. в групповых упражнениях, бронзовый призер чемпионата России 2008 г. в командном зачете.

За 60 лет развития художественной гимнастики в Астраханской области подготовлено:

Заслуженный мастер спорта   — 3 чел.

Мастер спорта международного класса — 13 чел.

Мастеров спорта   — свыше 300 чел.

1.2 КОНТИНГЕНТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

Художественной гимнастикой в Астраханской области занимаются в городе Астрахани ( ОГОУДОД СДЮСШОР им. Тихомировой Л.А. и ОГОУДОД ДЮСШ № 1) и в Ахтубинском районе ( г. Ахтубинск).

По контингенту занимающихся

Спортивная

школа

Этапы подготовки

СОГ

ГНП

УТГ

ГСС

ВСМ

Всего

СДЮСШОР им. Тихомировой Л.А

343 чел.

304 чел.

43 чел.

3 чел.

693 чел.

ДЮСШ № 1

15 чел.

63 чел.

57 чел.

135 чел.

ДЮСШ г. Ахтубинск

16 чел.

46 чел.

36 чел.

98 чел.

                                           ИТОГО:

926 чел.

По спортивной подготовке:

— Мастер спорта международного класса — 1 чел.

— Мастер спорта России — 5 чел.

— Кандидат в мастера спорта — 42 чел.

— Спортсменов 1 разряда — 61 чел.

1.3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ

В Астраханской области работают 42 тренера-преподавателя.

Из них имеют образование:

Высшее физкультурное — 32 чел.

Среднее специальное — 10 чел.

По квалификационным категориям:

Высшая — 19 чел.

Первая — 8 чел.

Вторая — 11 чел.

По стажу работы:

1 – 5 лет

5 чел.

6 – 10 лет

2 чел.

11 – 20 лет

8 чел.

Свыше 20 лет

26 чел.

Звание «Заслуженный тренер России» имеют – 3 чел.

Награждены знаком «Отличник физической культуры» — 10 чел.

Награждены знаком «Отличник народного просвещения» — 6 чел.

1.4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОГОУДОД СДЮСШОР им. Тихомировой Л.А. является центральной базой подготовки спортсменов высокого класса.

Спортивный комплекс СДЮСШОР им.Тихомировой Л.А. состоит из двух зданий: старого – постройки 1902 года и нового, введенного в эксплуатацию в 1978 году.

Комплекс в своем распоряжении имеет:

— Центральный зал с трибунами на 500 посадочных мест, с площадкой для выступления 250 кв.м. (требует ремонта)

— Разминочный зал, площадью   116,0 кв.м. (требует ремонта)

— Зал. № 1 — 133,2 кв.м. (требует ремонта)

— Зал № 2 — 103,5 кв.м. (требует ремонта)

— Зал № 3 — 103,2 кв.м. (требует ремонта)

— Зал № 4 — 76,6 кв.м. (требует ремонта)

— Зал № 5 — 69,6 кв.м. (требует ремонта)

— Зал № 6 — 80,0 кв.м. (требует ремонта)

— Зал № 7 — 72,1 кв.м. (требует ремонта)

— Методический кабинет — лекционный зал, площадью 49,7 кв.м.

— Медицинский кабинет, массажный кабинет (требуют ремонта)

— Восстановительный центр (требует реконструкции и ремонта)

— Радиомастерская и радиоузел (требует ремонта)

— Служебные помещения, раздевалки, туалеты, душевые (требуется ремонт)

— Буфет на 30 мест (требуется ремонт и реконструкция).

Техническое оснащение школы составляют:

— компьютер — 5 шт.

— ноутбук     — 1 шт.

— видеокамера — 1 шт.

— видеомагнитофон – 1 шт.

— копировальная техника

— комплект современной аудиоаппаратуры для проведения соревнований и других мероприятий

— телевизор

— факс

— магнитофоны ( у каждого тренера)

— пианино, рояль.

На базе спорткомплекса проводятся различные городские, областные и всероссийские соревнования и мероприятия не только по художественной гимнастике, но и по другим видам спорта: акробатике, спортивным танцам, различным видам единоборств.

Гимнастки Астраханской области активно пропагандируют занятия спортом, в частности, художественной гимнастикой, участвуя в различных мероприятиях областного и городского уровней с показательной программой. В этом году принимали участие в торжествах, посвященных 25-летию Газпрома, 450-летию города Астрахани, 80-летию «Динамо». Участвуют в благотворительных акциях для детей сирот и детей-инвалидов, в общегородских акциях «Спорт против наркотиков», выступали перед учащимися лицея № 1, гимназии № 3 и № 4, СОШ № 6 и т.д., пропагандируя здоровый образ жизни.

Смотром результатов коллективного творчества тренеров-преподавателей и учащихся является большая показательная программа к традиционному ежегодному всероссийскому турниру на кубок «Каспийские зори».

Связь с общественными, учебными и научно-методическими организациями

  • ОГОУДОД СДЮСШОР им. Тихомировой Л.А.
  • ВФХГ и региональные федерации
  • ДЮСШ г. Ахтубинск ОГО УДОД ДЮСШ 1
  • Астраханский социально-педагогический колледж
  • АПУ
  • АГТУ
  • ВГАФК
  • КГАФК
  • Астраханский институт повышения квалификации
  • ОВФД
  • Комитет по образованию и науки администрации г. Астрахани
  • Общеобразовательные школы
  • Агентство по ФКиС Астр.обл. управления по ФКиС администрации г. Астрахани
  • Управление культуры

Структура развития

  • ВУЗ
  • УОР
  • СДЮСШОР      им. Тихомировой Л.А.
  • ОГОУДОД
  • ДЮСШ №1
  • ДЮСШ г.Ахтубинск
  • СОШ
  • Д/С
  • Д/С
  • СОШ
  • СОШ
  • Д/С

Художественная гимнастика – это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыку.

Связь художественной гимнастики с такими видами искусства, как музыка и танец, способствует эстетическому восприятию занимающихся. Зрелищность ее упражнений, заключающаяся в четкости и ритмичности действий, красочности предметов и костюмов, а также эмоциональной выразительности движений, развивает чувство прекрасного.

Как писал В.В. Гориневский, «Стремление к красоте тела, к красоте движений, к красоте и выразительности в проявлении чувств должны быть не случайными, а постоянными, они должны почитаться вполне законными, естественными. Эти стремления столь же понятны, как стремления к красоте речи, к красоте слога, как вообще все стремления человека к прекрасному».

Главная цель спортивной подготовки астраханских гимнасток – это победа на Олимпийских играх — соревнованиях самого высокого ранга. Далее следуют победы на чемпионатах мира, Европы, страны и т.д.

Частной целью тренировки гимнасток является освоение разрядных нормативов мастера спорта, кандидата в мастера спорта и т.д.

Но не всем гимнасткам удается главная цель.

Поэтому основная цель — формирование у детей и подростков устойчивого интереса и потребностей в регулярных занятиях спортом и навыков здорового образа жизни, повышения уровня образованности в области физической культуры и спорта и здорового образа жизни.

Задачи для достижения этой цели:

  1. Обеспечение равных возможностей заниматься спортом, независимо от доходов и благосостояния.
  2. Реализация федеральных и региональных законов и иных правовых и нормативных актов, направленных на развитие физической культуры и спорта.
  3. Улучшения качества процесса физического воспитания и образования, медико-педагогического наблюдения за здоровьем детей, активно занимающихся спортом.
  4. Создание эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса.
  5. Считать ведущими принципами воспитания – принцип природосообразности, заключающийся в систематическом изучении потребностей и интересов воспитанников, и культуросообразности, предполагающий построение учебно-воспитательного процесса с учетом культурных традиций народа, региона, города.

Формируя образ выпускника спортивной школы, мы исходим из того, что любой выпускник – спортсмен будет более подготовлен к жизни в обществе, нежели выпускник только общеобразовательной школы, т.к., постоянно реализуя в СДЮСШОР свободу выбора, он учится продумывать и делать свободно обдуманный выбор на основе собственного интереса, получает возможность профессионального самоопределения на основе собственного практического опыта начальной профессиональной деятельности.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ.

  • Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
  • Личность, способная осуществлять самостоятельную продуктивную деятельность.
  • Личность способная реализовать в жизни «Я-КОНЦЕПЦИЮ», способная к саморазвитию и самоизменению.
  • Личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры.
  • Личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения.

По отношению к педагогическому коллективу СДЮСШОР рассматривает свою миссию как:

  • предоставление тренерам-преподавателям возможности творческой работы на основе своих педагогических и профессиональных интересов;
  • содействовать в обобщении опыта работы, способствующего повышению эффективности образования;
  • оказание помощи в совершенствовании педагогического мастерства, повышения уровня квалификации и образования;
  • всемерное стимулирование и поощрение профессиональной и творческой деятельности, направленной на максимально полное удовлетворение интересов и потребностей воспитанников.

Наше представление развития художественной гимнастики в области.

Организационная работа.

  1. Совершенствовать систему отбора учащихся и комплектования учебных групп путем разработки и совершенствования тестов по определению физической подготовленности учащихся в свете современных достижений науки.
  2. Совершенствовать составление расписания учебно-тренировочных занятий с учетом занятости учащихся в общеобразовательной школе и рационального использования рабочего времени тренеров-преподавателей.
  3. составлять план работы на каждый год с учетом требований индивидуально-личностного учебно-воспитательного процесса, изучением потребностей и интересов воспитанников, с учетом культурных традиций народа, региона, города.
  4. Совершенствовать план работы в летний период, используя новые формы спортивно-оздоровительной работы.
  5. Изыскать возможность для открытия групп художественной гимнастики в отдаленных районах города и областных центрах для привлечения большего числа детей к занятиям спортом.

Учебно-спортивная работа.

  1. Совершенствовать индивидуальные планы работы спортсменов групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
  2. Совершенствовать и обновлять нормативы контрольно-переводных испытаний с учетом изменений в программе и правилах соревнований.
  3. Организовать группы эстетической гимнастики для учащихся старшего возраста с целью продолжения их спортивной деятельности.
  4. Совершенствовать подготовку судей по спорту из числа учащихся.

Методическая работа.

  1. Изыскивать возможность для участия тренеров-преподавателей в региональных, всероссийских семинарах и курсах повышения квалификации.
  2. Регулярное оснащение новинками специальной и методической литературой.
  3. Проводить «Мастер-классы» с приглашением ведущих специалистов и спортсменов.
  4. Обобщать опыт работы ведущих тренеров-преподавателей, выработать общие рекомендации для использования его в работе.

Воспитательная работа.

  1. Совершенствовать план работы с учащимися в дни школьных каникул.
  2. Совершенствовать работу с родителями воспитанников с целью повышения социального статуса семьи.
  3. Активно пропагандировать регулярные занятия спортом и здоровый образ жизни посредством участия в показательных выступлениях перед молодежью области, города.
  4. Создать музей истории художественной гимнастики Астраханской области.

Финансово-хозяйственная деятельность.

  1. Шире привлекать внебюджетные источники финансирования, активнее работать со спонсорами.
  2. Оказывать платные оздоровительные услуги населению различных возрастных групп

Концепция развития художественной гимнастики в Астраханской области в соответствии с намеченными целью и задачами предполагает осуществление следующего комплекса практических мероприятий:

  1. Проведение плановой учебы тренеров-преподавателей спортивных школ с приглашением ведущих специалистов в области спортивной психологии, медицины, педагогики и т.д.
  2. Обновление содержания образования в спортивной школе:

— введение новых областей знаний в образовательную систему (этики, эстетики и т. д.)

— включение воспитательного блока непосредственно в образовательный процесс.

Совершенствование организации образовательного процесса.

Обновление содержания образования в спортивных школах по художественной гимнастике должно быть дополнено его реорганизацией со стороны формы. Выражением такой реорганизации станут:

1. Освоение тренерами-преподавателями инновационных технологий, соответствующих концепции развивающего образования и реализующих идею развития и саморазвития ребенка. В этой связи необходимо осуществить следующую работу:

а) провести диагностику реальных возможностей гимнасток;

б) ввести повсеместный дифференцированный подход к обучению и воспитанию детей в спортивной школе, учет их индивидуальных особенностей и интересов, корректировку темпов, методов, форм обучения и воспитания в зависимости от уровня физического, умственного, эмоционального развития ребенка, а также его природных возможностей;

в) высшим уровнем реализации дифференцированного подхода должна стать в перспективе разработка индивидуального маршрута личностного развития каждой гимнастки.

2. Совершенствование форм и методов педагогического взаимодействия тренеров-преподавателей и гимнасток:

* гуманизация педагогического процесса связана с гуманизацией отношений между субъектами образовательного взаимодействия. Это предусматривает более широкое использование организационных форм, основанных на равноправном общении, диалоге тренера-преподавателя с гимнастками;

* эффективность педагогического взаимодействия определяется тем, какие личности в нем участвуют, насколько каждый индивид ощущает себя личностью и готов принять и увидеть личность в другом.

Одна из основных установок гуманистической парадигмы – личностно-целостное равенство взрослого и ребенка. Поэтому новая концепция развития художественной гимнастики предполагает изменение соотношений позиций участников педагогического взаимодействия в сторону установления такого равенства.

Обновление предметно-пространственной среды спортивной школы по художественной гимнастике.

На фоне инновационных процессов встает проблема эстетизации облика спортивной школы.

Это понятие включает следующие элементы:

— наличие специализированных залов для проведения спортивных занятий;

— систему технического оснащения и дидактического оформления помещений

— санитарно-гигиеническое состояние учреждения в целом;

— наличие зон отдыха и специализированных помещений для релаксации учащихся и тренеров-преподавателей;

— элементы интерьера (цветовая гамма, освещение, оформление лестниц и холлов) и экстерьера здания (внешний вид учреждения, вывеска, оформление двора).

Недостаточное финансирование спортивных школ обуславливает наличие ряда негативных процессов в их предметно-пространственной среде.

В целях её обновления концепция развития художественной гимнастики в Астраханской области предусматривает:

* материально-техническое переоснащение спортивных залов;

* открытие комнат психологической разгрузки для гимнасток и тренеров-преподавателей;

* обновление художественного оформления вестибюля, холлов, честниц и помещений;

* ремонт спортивных школ.

Изменения в культурно — досуговой деятельности

В системе культурно-досуговых программ важное место занимают программы, направленные на семью. Не даром этот год в Астраханской области объявлен «Годом семьи». Сегодня нельзя отдельно заниматься детьми, не оказывая педагогического влияния на взрослых, не вовлекая семью в процесс педагогического творчества. Концепция развития художественной гимнастики предусматривает развитие еще более тесных связей с родителями воспитанниц, их привлечение в организацию спортивных праздников, соревнований, участие в совместном отдыхе и т.д.

Составной частью культурно-досуговой деятельности спортивных школ стали программы каникулярного отдыха детей. Летний спортивно-оздоровительный пришкольный лагерь уже не решает задачи восстановления и отдыха гимнасток. Необходим стационарный спортивный лагерь, способный принять спортсменов в каникулярное время в течение всего учебного года.

Обновление методической работы.

Для успешного развития художественной гимнастики в Астраханской области целесообразно усовершенствовать методическую работу в следующих аспектах:

  1. Ввести аналитико-диагностическое обеспечение учебного процесса в спортивных школах. С этой целью необходимо:

— организовать постоянный социально-психологический мониторинг образования и воспитания гимнасток с дифференциацией по возрастам;

— наладить постоянное отслеживание проблем и затруднений, с которыми сталкиваются тренеры-преподаватели в процессе реализации учебного процесса;

— организовать постоянно действующую систему индивидуальных консультаций тренеров-преподавателей по вопросам использования новых приемов и методик.

2. Создать условия для постоянного повышения профессионального мастерства тренеров-преподавателей.

3. В составе методической службы должен быть психолог с опытом работы в детских спортивных учреждениях.

4. Организовать службу методической помощи тренерам-преподавателям по подготовке к печати, а также выступлений на совещаниях по проблемам подготовки гимнасток.

Кадровое обеспечение концепции.

Одним из важнейших ресурсов спортивной школы является его кадровый потенциал. Ведущая роль в организации жизнедеятельности спортивной школы как целостной системы отводится тренерско-педагогическому коллективу, объединяющему непосредственных субъектов общения с детьми.

Движение педагогического коллектива к высокому уровню зрелости предполагает, с одной стороны, максимальное сохранение неповторимой индивидуальности каждого тренера, с другой стороны _ формирование сплоченной общности профессионалов – единомышленников, способной коллегиально решать проблемы обновления содержания и организации учебно-тренировочного и воспитательного процесса.

Желательно, чтобы тренер-преподаватель, работающий с гимнастками, обладал:

— гуманистическим мировоззрением, признающим в качестве главной ценности ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА;

— высоким уровнем профессиональных и психолого-педагогических знаний;

— основами педагогической техники (коммуникативными, творческими, прогностическими способностями, умением управлять собственным эмоциональным состоянием, ораторским искусством, актерским мастерством;

— способностью к самоанализу.

Важным вопросом данной концепции развития является проблема сохранности и подбора новых тренерско-педагогических кадров. В этой связи целесообразно организовать целевую подготовку к тренерской работе выпускниц спортивных школ. Они хорошо знают традиции своих ДЮСШ, воспринимают её «своей» и легче войдут в коллектив.

В целях обеспечения стабильности коллектива концепция предусматривает разработку эффективной системы поощрения тренеров-преподавателей и лучших воспитанниц за достижение определенных результатов, за непрерывный стаж работы, за особые успехи в работе с родителями и т.д.

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы состоят из бюджетных и внебюджетных средств.

Поскольку бюджетное финансирование является целевым и предназначено, в основном, на выплату зарплаты сотрудникам и оплату коммунальных услуг, постольку основной расчет по обеспечению концепции приходится делать на внебюджетные средства.

К ним относятся:

— привлеченные средства

— благотворительный фонд.

Финансово-экономическое обеспечение концепции развития художественной гимнастики в Астраханской области предусматривает внесение корректив как в процесс поступления, так и в систему использования внебюджетных средств. Предстоит решить совершенно новую задачу – разработать механизм совместного учредительства и долевого финансирования учебно-воспитательных проектов, найти новые источники финансирования.